https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/issue/feed«Qazaqtany»2025-06-03T12:34:50+00:00Torgautova Sholpantorgautova82@mail.ruOpen Journal Systems<p align="left"><strong>Цель журнала:</strong> Научный журнал учрежден в целях <span lang="ru-RU">поддержания научных исследований и публикационной активности научно-исследовательских институтов и научных центров, профессорско-преподавательского состава </span><span lang="en-US">Phd</span> <span lang="ru-RU">докторантов в области гуманитарных наук, расширения взаимодействия и внедрения результатов совместных гуманитарных научных исследований ученых ВУЗов Казахстана и зарубежья в производство, с</span>пособствовать <span lang="ru-RU">формированию </span>истори<span lang="ru-RU">ко-культурного </span>сознания, распространению новых идей<span lang="ru-RU">.</span></p> <p class="western" align="left"><a href="https://elibrary.ru/contents.asp?id=50024305">https://elibrary.ru/contents.asp?id=50024305</a></p> <p class="western" align="left"><a href="https://www.iprbookshop.ru/130532.html">https://www.iprbookshop.ru/130532.html</a></p>https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/318ШОҚАН УАЛИХАНОВ - КАЗАХСКИЙ УЧЕНЫЙ, ЭТНОГРАФ, ФОЛЬКЛОРИСТ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ВОСТОКОВЕД2025-05-27T11:05:24+00:00Торгаутова Ш.А.coderkaz@gmail.comСугирбаева Г.Д21q002@sta.sdu.edu.kz<p>Научное исследование биографии, развития научной и общественной жизнедеятельности этнографа Ш.Уәлханова основано на исторических источниках российских и казахских исследователей. Основными вопросами изучения в данном исследовании - это этап становления Ш.Уәлиханова как молодого ученого, карьера и основные маршруты научной эскпедиции ученого, достижения и результаты отраженные в трудах русских военных чиновников и казахских исследователей, достижения для казахской истории и этнологии в целом, историческо-культурное значение научной и общественной деятельности Ш.Уәлиханова для истории и этнологии стран Центральной Азии, и в целом научному миру. </p> <p>В методах научного исследования применены проблемно-поисковый, хронологический подход, сравнительный и сопоставительный анализ источников, применены иллюстративный материал визуально показывающий генеологию ученого, редкие фотоматериалы биографии ученого, историко-генетический подход к изучению общественно-политической и научной деятельности казахского ученого.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/295ВКЛАД ГРАЖДАН ШЫМКЕНТА И ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ2025-05-05T10:28:52+00:00Тажмуханова Н.Еnagima-7@mail.ruЕрметов А. А21q002@sta.sdu.edu.kzМусаева С.Т211301002@stu.sdu.edu.kz<p>В данной статье авторы со страниц новых документов восполнняют знания о тех тяжелых годах и более подробно узнаем, что уже с первых месяцев войны Чимкент стал принимать тысячи беженцев, десятки эвакуированных предприятий, учреждений. Размеренно-провинциальный жизненный уклад южно-казахстанцев в предельно сжатые сроки сменился на достаточно суровую действительность с четким ритмом военного времени.</p> <p> Авторы предлагают читателю информацию архивных документов, расположенный в хронологическом порядке, то есть с 1941 по 1945 года по возрастающим годам и по календарным месяцам. Такое формирование материала позволяет хронику военных лет и историю развития событий, а также вклад г.Чимкента и Туркестанской области изучить в частности, как в региональном масштабе так и в целом, на уровне участия и вклада казахстанцев в годы Великой Отечественной войны.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/299МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ2025-05-15T07:12:46+00:00Алдабергенова М.Кmol-nur_an@mail.ruРежепова А.Аsydykovaayakoz@gmail.com<p>Использование художественной литературы на уроках истории в первую очередь способствует развитию нравственных качеств учащихся. В статье рассматриваются несколько эффективных методов работы с художественной литературой при преподавании истории, требования к ним и творческие возможности учителя. Подробно обсуждается важность интеграции преподавания истории и использования художественной литературы. Используя художественную литературу, учащиеся знакомятся со способами реалистичного и эффективного представления исторических событий, изменений и исторических личностей.</p> <p>Художественная литература опирается как на воображение, так и на исторические данные. Задача учителя — провести различие между фактической информацией и фантазией и дать учащимся научное понимание. В статье рассматриваются возможности открытия учащимися пути восприятия истории не как просто фактов, а как жизненного сюжета, формирования национальных ценностей и чувства патриотизма.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/302ЭКСКУРСИЯЛЫҚ ЖҰМЫСТЫҢ ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ2025-05-17T18:34:50+00:00Қабыл А.ӘAlgabek-kabyl@mail.ruСарыпбекова А.Т21q002@sta.sdu.edu.kz<p>Мы рассматриваем музейное учреждение как культурно-просветительский центр, где творческий поиск и научные исследования осуществляются с образовательной точки зрения. Понятие «музейная педагогика» как наука, изучающая образовательные аспекты музейной коммуникации, обогащается новым интеллектуальным содержанием. Основная цель – повышение творческого потенциала подрастающего поколения через музейную культуру, основанную на образовании и воспитании. Экскурсионная работа формирует новое мировоззрение, основанное на художественной интуиции художника, что способствует гармонии личности в выборе жизненного пути и познании окружающего мира. В этом контексте экскурсию можно рассматривать как основную форму музейно-педагогического процесса. При этом экскурсия занимает важное место в комплексном подходе к воспитанию и образованию молодежи и представлена как педагогическая система, как вид обучения. Экскурсии имеют большое воспитательное значение в процессе эффективного использования свободного времени в формировании личности.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/312РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ МЯСНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБОГАЩЁННЫХ ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ И ТЫКВЕННЫМИ СЕМЕЧКАМИ В КАЗАХСТАНЕ2025-05-22T08:50:37+00:00Өскенбай А.Мakerke.uskenbayeva@mail.ru<p>В данной работе рассматривается разработка технологии полуфабрикатов из мяса, обогащенных грецким орехом и тыквенными семечками, для детей школьного возраста в Казахстане. Предлагаемые продукты будут соответствовать пищевым потребностям детей и обладать высокой питательной ценностью, благодаря использованию новых методов в их производстве</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/261«БОЛЬШАЯ ИГРА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ2025-03-23T19:50:29+00:00Турекулова Ж.Еturekulova74@mail.ruРыскулова Аerlankyzy02@mail.ru<p>Историческая «Большая игра» (1800-1917) – борьба между Россией и Великобританией за господство над Средней Азией, долгое время считалась одним из сложных геополитических конфликтов в истории. Несмотря на то что, «Большая игра» закончилась в начале ХХ веке, геостратегическое и геоэкономическое соперничество мировых акторов в Центральной Азии продолжается и по сей день. <strong>В статье в рассматриваются исторические предпосылки противостояния Российской империи и Великобритании в ХІХ веке за сфер влияния в Средней Азии. Особое внимание уделяется тенденциям религиозного составляющего геополитической борьбы. Изучено современное геополитическое положение Центрально-Азиатского региона. П</strong>роанализированы особенности и основные направления геополитического проекта «Большая игра» на современном этапе. Выявляются основные геополитические интересы мировых держав в регионе.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/319ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ -ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ2025-05-27T13:14:13+00:00Насирдинов Б.ПNBP_D@mail.ruӨмірзақов С.Д21q002@sta.sdu.edu.kzБайгонусова А.А232149@stu.kz<p>Народные произведения, хранящиеся в истории литературы, не только реалистично отражают реалии жизни, но и являются источником суфизма, нашего ценного наследия, распространившегося в тюркском мире, и фольклорного наследия, прослеживаемого с древних времен. В частности, дидактические стихи, обрядовые стихи, айтысы, киссы-саги, терме-толгау показывают, что наши ценности, которые тянутся как золотая пряжа внутри языка и религии, сохраняются, и определяют, что внешняя колониальная экспансия сначала попыталась нарушить эти же вопросы, и по сей день эта цель не выходит из повестки дня в имперской политике. Мы сосредоточились на значительной части этого гигантского русла – системе основ формирования Казыгуртско-Каратауской региональной литературной школы, которую мы в настоящее время систематизируем. Мы углубились в основы формирования жанрового состава нашего литературного наследия, оставленного литературной традицией и сложившейся в этой школе поэтической школой, в социально-политическую историю ее возникновения и историю письма, в причины и следствия.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/313ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИХ КОРНЕЙ И И ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДСКОГО ДИАЛЕКТА2025-05-22T09:21:00+00:00Israilova N.Kisrailova.n@gmail.com<p>Kiezdeutsch - это современный языковой вариант, сформировавшийся в многоязычных и многокультурных городских районах Германии, особенно в тех районах Берлина, которые характеризуются высоким уровнем миграции и социальной разнообразности. Являясь не просто диалектом, Kiezdeutsch представляет собой динамичный социолект, сформированный в результате повседневного общения молодёжи с различным лингвистическим и культурным фоном. В настоящем исследовании рассматриваются этимология и историческое развитие Kiezdeutsch в более широком контексте изменяющихся городских пейзажей Германии, а также социополитических процессов иммиграции и интеграции.</p> <p>Особое внимание уделяется тому, как демографические изменения, урбанизация и образовательная среда способствовали формированию Kiezdeutsch как отдельного городского варианта языка. Объединяя структурные особенности стандартного немецкого языка с влиянием таких языков, как турецкий, арабский и курдский, Kiezdeutsch демонстрирует гибкость языка в условиях языкового контакта и отражает гибридную идентичность его носителей. Благодаря междисциплинарному подходу исследование позволяет глубже понять, каким образом язык адаптируется и трансформируется в ответ на социальную действительность, позиционируя Kiezdeutsch как значимое явление современной социолингвистики.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/320СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ ЧУВСТВ И ВНУТРЕННИХ МЫСЛЕЙ ПЕРСОНАЖА ЧЕРЕЗ ВНУТРЕННИЕ МОНОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ2025-06-03T12:34:50+00:00Сариева Т.К21q002@sta.sdu.edu.kzУмурзакова М.А221308002@stu.sdu.edu.kzБекмұхамед С.П21q002@sta.sdu.edu.kz<p>Современная художественная проза-сложный мир, богатый жанрами и художественными техниками. Он, конечно же, человек, духовный мир которого тесно связан со сложностью современной жизни, с реальностью жизни в целом, имеющей множество противоречий. То, что внутренний монолог-это способ художественного выражения, можно увидеть в способах познания образа героя произведения искусства. Известно, что любой художественный подход в произведении искусства -монолог, диалог, портрет, изображение -не играет никакой роли или функции в произведении искусства. Поэтому писатель передает внутренний опыт своего героя не только через внутренний монолог, но и через описание взаимосвязи с другими выразительными средствами. В связи с этим писатель демонстрирует свое мастерство в динамическом психологизме. Подход, который мы можем изучить в будущем, -это внутренний монолог, сторона его использования внутреннего монологав художественной прозе, наряду с типами, которые появляются в повествовании автора, а также в мышлении персонажа: на первой и третьей сторонах. Анализ того, в каких случаях автор обращается к внутреннему монологу в процессе создания художественного произведения.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/317ОСОБЕННОСТИ ПАРАДИГМЫ КАЗАХСКОЙ ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ2025-05-27T08:38:13+00:00Спанов М.Жmeir_filosof27@mail.ruОразбек А.aktotyorazbek4@gmail.com<p>Особенности парадигмы казахской этической системы были всесторонне проанализированы. Сравнительный метод используется для сопоставления казахской этической системы с другими этническими системами или культурами. Это позволило выявить уникальные особенности парадигмы казахской этики. Для всестороннего исследования парадигмы казахской этической системы можно использовать несколько методов. Эти методы позволяют глубже понять, как сформировалась казахская этическая система, как она функционирует и какие изменения происходят под влиянием процессов глобализации. В статье раскрывается значимость таких ценностей, как уважение к старшим (ақсақалдар), гостеприимство и роль традиций, сохранявшихся в казахской семье из поколения в поколение. Анализируется, как в современное время урбанизация и глобализация влияют на эти традиции, при этом подчеркивается, что базовые ценности, такие как уважение и гостеприимство, продолжают сохраняться. На основе примеров показано, как особенности казахской этической системы адаптируются к новым условиям в результате взаимодействия с другими культурами. В исследовательских методах сравнительный подход использован для рассмотрения казахской этической системы в сопоставлении с другими этническими и культурными системами. В разделе результатов и обсуждений рассматривается уважение к родственным связям как одна из ключевых черт казахской традиционной этической системы.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/315НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ 2023-2025 ГГ.)2025-05-23T06:29:38+00:00Муртазаева Р.Xfurqatdilhayot@gmail.ru<p>В статье ставится задача раскрыть новые тенденции в трудовой миграции Узбекистана современном этапе. На конкретных примерах показаны усилия решения проблем трудоустройства в Узбекистане и имеющиеся трудности в их преодолении. Названы новые тенденции последних лет в трудовой миграции – диверсификация направлений миграции, приглашение мигрантов из Узбекистана в европейские страны. В статье приводятся причины привлекательности узбекских мигрантов для зарубежных стран, связанных прежде всего с менталитетом. Автором названы некоторые пути решения проблем трудовой миграции. В статье также уделено внимание вопросу о языковой подготовке мигрантов, курсы обучения для которого созданы не только в столице, но ив областных центрах. В порядке перечня даётся ряд рекомендаций для решения проблем трудоустройства в Узбекистане.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/298ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И УСЛОВИЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКИХ НЕМЦЕВ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЦЕВ УЗБЕКИСТАНА)2025-05-13T07:17:35+00:00Иноятова Д.Мindima59@mail.ru<p>Статья посвящена изменению правового статуса советских немцев в годы отечественной войны. С началом войны Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» в Казахстан и Сибирь. С принятием этого Указа, а затем последовавшими за ним другими правовое положение и статус немцев в бывшем СССР полностью меняется, переводя их сначала в статус трудармейцев, а затем в спецпоселенцев. Из национальной автономии немцев Поволжья и других центральных регионов страны, где они были одними из самых передовых по многим показателям среди республик бывшего СССР, оставив свои дома, хозяйства были жестоко выселены, депортированы. В статье речь пойдет о положении немцев в Узбекистане. Автор отмечает, что депортации немцев в Узбекистан не было, однако было 2 постановления центра о выселении узбекистанских немцев из столицы республики города Ташкента в областные районы, где они находились в тяжелых условиях спецпоселения, и многие годы после окончания войны не могли вернуться в свои дома в Ташкенте. В статье автор, основываясь на документальных данных, рассматривает поэтапную массовую мобилизацию советских немцев из регионов страны в трудовую армию, прослеживает их динамику, правовое положение. Документы проверок свидетельствуют о том, что они постоянно находились под неустанным надзором государственных структур, о тяжелейших условиях работы в трудармии, множественных правонарушениях на спецпоселениях, невыносимых условиях жизни, что приводило к большим людским потерям.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/296 Благотворительная деятельность польской диаспоры в Туркестане. (XIX- начало XXвека)2025-05-05T16:31:01+00:00Дорошенко Т.Иdoctata@mail.ru<p>На основе анализа архивных источников и литературы предпринимается попытка рассмотреть благотворительную деятельность польской католической общины в Туркестане. Польская диаспора в крае сформировалась в конце XIX века и была достаточно многочисленной. Она вела свою конфессиональную жизнь, добилась от туркестанских властей разрешения на строительство католических костелов и вела достаточно успешную благотворительную деятельность, которая особенно усилилась в годы первой мировой войны, когда в крае оказались беженцы из Польши.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/316ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНЫХ РАЙОНОВ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА2025-05-24T09:04:07+00:00Мирзаев Дж.Зjmirzo@list.ruХолмуминов Х.Э221308002@stu.sdu.edu.kz<p>В статье рассматриваются демографические процессы и миграционные связи населения южных регионов Бухарского эмирата. В исследовании освещены проблемы социальной жизни населения, обеспечения жильем, а также вопросы, связанные с культурно-просветительскими учреждениями. Советская власть проводила прежде всего административно-территориальные реформы для укрепления сферы своего влияния на завоеванных землях. До свержения эмирата в Сурханском оазисе существовали Байсунское, Шерабадское, Денауское и Сарижуйское бекство. Советское правительство ликвидировало 28 бекств эмирата и создало на их месте 15 областных уездов. Согласно установленному порядку, обновление по всем направлениям было направлено на повышение социального уровня жизни представителей населения, переселяемых в центр города. Таким образом, в ходе этих процессов не произошло никаких позитивных изменений в социально-демографическом укладе жизни жителей села. Согласно установленному порядку, обновление по всем направлениям было направлено на повышение социального уровня жизни представителей населения, переселяемых в центр города.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/264ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ДИЛЕРСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ2025-03-31T07:19:43+00:00Абдыкулова Д.Бdami_bax@mail.ruКулбай Б.С21q002@sta.sdu.edu.kzАхметова С.С21q001122@sta.kz<p>В статье рассматриваются особенности системы управленческого учета в дилерских автомобильных организациях и пути его совершенствования. Отражены особенности современного развития управленческого учета в дилерских организациях автомобильного рынка Казахстана, показана схема управленческого учета на дилерских предприятиях автомобильного рынка. Определена роль современного управленческого учета отличающаяся от роли традиционного управленческого учета. Перечислены основные проблемные моменты, на устранение которых нужно направлять программу по развитию оценки эффективности системы управленческого учета. Описаны бизнес-процессы как основной фактор организации управленческого учета в дилерских автомобильных организациях. Раскрыта концепция сбалансированной системы показателей. В целях совершенствования системы управленческого учета определена методика учета альтернативных издержек. Показан расчет суммы альтернативных издержек при формировании неликвидного склада автомобилей. Обозначена универсальность калькуляционной системы «директ-костинг». Таким образом, обоснована классификация затрат, применение которой позволяет проводить глубокий анализ деятельности дилерской организации, описана система контроля эффективности бизнес-процессов и предложен ряд мер по совершенствованию управленческого учета в дилерских организациях автомобильного рынка Казахстана.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/311Эффективность преподавания общеобразовательных дисциплин предпринимательской деятельности2025-05-22T05:55:51+00:00Мирзакаримова M.Mmaxliyo82uz@gmail.com<p>Совершенствование дидактических основ преподавания общеобразовательных предметов с ориентацией на предпринимательскую деятельность обеспечивает качественный рост использования в обучении демонстрационных, практического объяснения и репродуктивных методов, служит расширению объема знаний учащихся, развитию навыков самостоятельной работы. Пилотное исследование проводилось в средних школах Булакбашинского, Мархаматского районов Андижанской области, г. Ферганы и г. Намангана. Всего в пилотном исследовании на выбранных площадках приняли участие 1022 респондента. На базовом пилотном этапе, на формирующем этапе, на констатирующем экспериментальном этапе. В результате определялось состояние преподавания общеобразовательных предметов с направленностью на предпринимательство после применения методики сочетания теоретических материалов с практической деятельностью. Разработаны критерии оценки и показатели преподавания общеобразовательных предметов с направленностью на предпринимательство. По итогам исследования показатели знаний обучающихся в экспериментальных группах в среднем возросли на 13,8%.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/301ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЛЕВАНТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ2025-05-13T10:56:42+00:00Байтенова Р.Мalt.6161@mail.ruУразбакова У.Тuulbala@mail.ruЕсимханова Н.А21q002@sta.sdu.edu.kz<p>Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной языковой личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность, готовой решать профессиональные задачи, нестандартные ситуации в сфере выбранной специальности. В аспекте преподавания русского и профессионального русского языка на технических специальностях решение проблемы видится в эффективном, творческом применении активных и интерактивных методов обучения в рамках компетентностного подхода. Такой подход способствует практическому применению полученных знаний, составляющих основу мотивации, прочности знаний, активной жизненной позиции и свободы самовыражения на основе взаимодействия. В качестве одного из эффективных средств развития профессионально-релевантных компетенций будущих специалистов рассматривается метод интервьюирования, связанного с будущей профессиональной деятельностью. Указывается, что творческий подход преподавателя-модератора позволяет варьировать вышеуказанный метод (интервью) с такими интерактивными методами, как пресс-конференция, беседа, круглый стол. Трансформация, смена форм работы зависит от креативности преподавателя, его компетентности, умения учитывать особенности, потребности, возможности обучающихся. </p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/314АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ2025-05-23T05:47:40+00:00Мамадалиев С.Тsanzhar.mamadaliyev@bk.ru<p>Образовательное пространство совершенствуется и изменения, заставляет искать инновационнные методы и формы обучения. Поэтому, в образовательном процессе, в том числе при подготовке специалистов по специальной педагогикеочень важно уметь использовать обширные арсеналы образовательных технологии, которые в будущем помогуть студентам правильно организовать коррекционно – развивающую работу с детьми с особыми образовательными потребностями, с учетом их индивидуальных особенностей. Одним из них являются проектные технологии обучения. Как системно организованная деятельность проектный метод имеет большую значимость в формировании и развитиии профессиональной компетентности будущих специалистов. Как детально описанный образ будущего обьекта или способа деятельности , проектный метод это не только учебно - познавательная, но и игровая, творческая и исследовательская деятельность, результатом которого является решение проблемы или вопроса в контексте использования проекта. методологией и психолого- педагогическими аспектами. В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты использования проектной технологии обучения в профессиональной подготовке специальных педагогов.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»https://qazaqtany.auezov.edu.kz/index.php/qazaqtany/article/view/246МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ2025-03-03T10:43:55+00:00Сопыбекова Ф.Бkarlygash.myrzakhasova@mail.ruСапарбаева Н.Аnurzіk-snа@mаіl.ru<p>Аннотация: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современной системе образования играет важную роль в развитии профессиональных навыков педагогов. ИКТ следует использовать в качестве эффективного инструмента развития творческих навыков учителей биологии, поскольку они позволяют учителям внедрять инновации в методы обучения и повышать интерес учащихся к предмету.</p> <p>С помощью ИКТ учителя биологии делают процесс обучения более интересным и эффективным, используя интерактивные методы обучения, онлайн-ресурсы, виртуальные лаборатории и симуляторы. Подобные технологии помогают учителям развивать творческие подходы в преподавании и открывают путь к повышению их профессионального уровня. В этой связи методическая система использования информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогам использовать ИКТ не только как средство обучения, но и как основу для личностного профессионального роста и педагогического творчества.</p> <p>Эффективное использование ИКТ позволяет учителям постоянно обновлять свои знания, повышать качество преподавания и развивать навыки творческого мышления. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению качества образования и поможет учащимся получить глубокие знания по биологии.</p>2025-06-03T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 «Qazaqtany»